Общественное Движение Психологической помощи населению

Для детей и подростков

Нейропсихологическая диагностика ребенка проводится в присутствии родителей и длится около 2-х часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка

Подробнее

Для взрослых

Нейропсихологическая помощь для взрослых актуальна и востребована не менее, чем детская. Предлагается в качестве занятий, которые можно посещать. Есть предварительная запись

Подробнее

Как проходит нейропсихологическая диагностика

детей в нашем центре?


Нейропсихологическая диагностика ребенка (нейропсихологическое исследование психических функций) проводится в присутствии родителей и длится от полутора до двух часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка и того, что  выявляется в процессе обследования. Она дает возможность понять, как мозг ребенка считывает и обрабатывает информацию, как функционирует правое и левое полушарие и связь между ними, насколько эти показатели соответствуют возрастной норме и насколько сложившиеся на данный момент мозговые связи могут обеспечить "на выходе" то, что мы хотим видеть у нашего ребенка в плане обучения, поведения, эмоций и состояния здоровья.


Нейропсихологическое обследование в нашем центре включает в себя:

На диагностику нужно принести с собой заполненную АНКЕТУ(№1), все выписки после посещения специалистов (врачей, логопедов, психологов, выписку после госпитализации), которые имеются у Вас и медицинскую карту из поликлиники.

1. Беседу с родителями в начале приема: запрос, сбор анамнеза, просмотр медицинской карты и выписок от специалистов, к которым уже обращались родители


2. Диагностику состояния ВПФ, подробно описанная  ниже на странице

3. Подробное разъяснение родителям результатов диагностики, перевод  их "запроса" на нейропсихологческий язык - объяснение мозговых причин возникших у ребенка трудностей  и пути их преодоления,  ответы на вопросы родителей

4. Диагностику у психолога центра  без ребенка для тех, кто будет посещать наши занятия. Это отдельный прием родителей (или одного из родителей, бабушки, опекуна и т.д.), которая проводится также  по предварительной записи и  длится от полутора до двух часов. Для нее следует заранее заполнить Анкету № 2 и принести с собой, а также подготовить имеющиеся вопросы (если они есть) по детско-родительским отношениям, озвучить то, что волнует взрослых в ребенке. Пройти данную диагностику нужно либо сразу после нейропсихологической диагностики, либо в течение первого месяца занятий.

5. Для тех детей, кто будет заниматься в центре после прохождения нейродиагностики, родители (обычно мамы) на дому заполняют и передают в центр собственные анкеты и опросники соматической направленности  для выявления  полной картины взаимосвязи "мама-ребенок" с целью оказания наиболее грамотной и квалифицированной помощи в решении возникших трудностей ребенка. Это комплект опросников под общим названием Анкета № 3.

6. Рекомендации родителям по ведению ребенка с учетом выявленных показателей на обеих диагностиках.

7. Направление в случае необходимости и желания родителей к соответствующим специалистам.

8. Результаты  обследования подробно фиксируются в специальных диагностических протоколах. К ним можно вернуться по окончании коррекции для сравнения результатов "до" и "после" проведения коррекционного лечения. Эти протоколы хранятся несколько лет.

Уважаемые родители!   

Полных письменных заключений по результатам обследования мы не предоставляем за исключением официальных запросов, так как составление полного нейропсихологического заключения по времени соответствует времени проведения диагностики. Если такое заключение составляется, оно дополнительно оплачивается. Однако, мы  пишем справки для учителей в школы и воспитателям детских садов  для обеспечения наиболее комфортной психологической среды ребенку на время прохождения коррекционного курса. 

Уважаемые родители!

Большая просьба, если Вы ориентированы заниматься у нас в центре, включать в анкету N 1 фотографию ребенка (любую). Это связано с тем, что  во время нашей длительной коррекционной программы мы постоянно обращаемся к анкетам, анамнезам и диагностике. Смотрим, что было, какова динамика, обсуждаем с сотрудниками этапы коррекции.  Руководителю центра, составляющему  программы очень трудно удержать в голове все фамилии ребят и соотнести бумажные данные с конкретным ребенком. Наличие фотографии помогает  быстро вспомнить, о ком идет речь и какие у ребенка были выявлены  особенности на диагностическом обследовании.

Что представляет собой нейропсихологическое обследование? 

Чаще всего  родители обращаются за помощью к нейропсихологу в связи с сомнениями, готов ли ребёнок к школе. Либо из-за плохого поведения. Если это уже школьник, то  из-за очевидной школьной неуспеваемости, которые не поддаются улучшению, несмотря на все усилия. Этот список можно дополнить беспокойством по поводу состояния нервной системы - "плачет, конючит, вялый, плохо спит,".


А также, "часто болеет, не можем справиться с энурезом, боится темноты" и т.д.   И все это, как правило,  начинает проявляться и усугубляться при поступлении в детский сад или школу, хотя до тех пор, «казалось бы», текло в рамках возрастной нормы.

Истоки этих проблем начинают формироваться уже на  стадии беременности. Любые отклонения  от нормы внутриутробного периода развития могут повлечь за  собой перечисленные выше трудности, равно как и особенности развития в  раннем младенчестве. Кроме того, при поиске  причины   следует проанализировать  наследственные родовые заболевания, и  то, что из сегодняшнего состояния ребенок унаследовал от родителей.
Добавим к этому позднее поднесение к груди и недолгое кормление, гипер или гипо-тонус, искажения психомоторного развития - например, тот факт, что ребенок не ползал, или ползал мало; сначала научился вставать, а потом садиться. Все это этапы его пути к нынешним проблемам в речи, письме, чтении.

По статистическим данным (институт материнства и детства) около 85% детей в пределах Москвы и Московской области рождаются с родовой травмой. А что уж говорить о регионах! У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного искажаются. Все вредности, которые плод пережил внутриутробно, которые ему привнесли мама с папой по обеим сторонам генетически, его собственные инфекции, любое заболевание первого года жизни и т.д., - все вредности скопились на его мозговых структурах.

Однако еще более важным является то обстоятельство, что развитие нынешнего ребенка проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад.

Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее нормативному, а ребёнок не может обучаться, конфликтует с окружающими, проявляет склонность к девиантному поведению.

 

(На фото слева-направо: Семенович А.В., Лебедева Е.С., Колганова В.С., Урбанович И.Л.)

Специалисты, работающие с детьми - врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи  констатируют, что у нынешних детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, воли, трудности целеполагания и контроля за протеканием собственной деятельности. Возросло количество левшества.

Фасад проявления этих проблем с возрастом меняется. Грудной ребенок перепутал день с ночью, в 5 лет у него энурез, далее в 10 лет - страх ответа у доски, в 15 лет сексуальные проблемы и полевое поведение. Теперь  нужно оценивать здоровье и психический статус детей по - новому. Изменился мир и изменились адаптивные механизмы человека. Особенно это заметно на детях.

Соавтор метода Замещающего онтогенеза (А.В.Семенович, Б.А.Архипов) Анна Владимировна Семенович пишет:  "Последствия ядерных испытаний, появление новых средств связи, информационных технологий, применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов, изменение электромагнитного поля Земли и изменение экологических факторов, привели к запуску иных ритмов, новой биохимической, гормональной, вегетативной организации. Дети, рожденные с помощью «кесарева сечения», рождённые в воду, со стимуляцией родов, будут отличаться от детей прошедших родовой канал естественным путём (попавших из состояния невесомости в состояние гравитации). Раньше бабушки читали внукам сказки, а теперь внуки сидят за компьютерами. Раньше лазали по деревьям, играли в «вышибалы», прыгали через верёвочку, а теперь даже не умеют завязывать шнурки. Это два разных человека, каждый из которых говорит на своем языке тела и на своем языке мозга.

Не обсуждая плюсы и минусы обоих вариантов развития, м ожно констатировать лишь то, что социальные требования среды, предъявляемые ребенку, остались неизменными, т.е. обращенными к тому, прошлому поколению. Развитие нынешнего ребенка сейчас проходит совсем иные этапы, чем 20 лет назад. Дети, рождённые после 1984 года, стали другими. Заметно увеличивается количество коррекционных классов. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, которые десятилетиями служили верой и правдой, во многих случаях перестали приносить результаты."


Дети, которые приходят сегодня на нейропсихологическое обследование -
это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ). Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.

Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это школьник, - у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы. Почерк может быть хуже всех в классе (буквы разного размера, строчки «прыгают»), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же, как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая. Часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо…

 

Так что же даёт нейропсихологическое обследование и коррекция для решения вышеуказанных проблем?

Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин. Потому что он позволяет установить первичные механизмы развития психических функций и предложить необходимые коррекционные программы. Теоретическая и практическая база нейропсихологического исследования и нейропсихологической помощи в нашем центре опирается на классические научные разработки основателя нейропсихологии российского ученого А.Р.Лурия и на новейшие исследования и достижения нейронаук в  современном научном мире. 

 

Нейропсихологическое обследование - это длительный и сложный процесс, включающий в себя самые разные показатели - от наблюдения за вегетативными реакциями, двигательными и поведенческими проявлениями до тестирования конкретных психических функций. Оно включает в себя : сбор анамнестических данных, исследование двигательных, тактильных  функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются   пространственные представления (координатные, структурно-топологические, проекционные). Стратегия, когнитивный стиль личности, который проявляется в контакте с внутренним (телесным) и внешним пространством. Рисунок, копирование, письмо, чтение, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы. Соматогнозис – пространство, существующее в пределах собственного тела, взаимодействие с внешним пространством «от тела». Кроме обследования  непосредственно самих высших психических функций (ВПФ) –памяти, внимания, мышления, и т.д. большое значение уделяется таким  показателям как: гипер- или гипотонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, глазодвигательные функции (конвергенция и амплитуда движения глаз). Пластичность или ригидность в ходе выполнения действия  или при переходе одного задания к другому. Истощаемость, утомляемость, колебания внимания и эмоционального фона, вегетативные реакции, аллергии, сбои дыхания, дизритмии, нарушения формулы сна.

Наличие этих факторов свидетельствует о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга и требует направленной коррекции, поскольку перечисленное отражает уровень непроизвольной саморегуляции человека. Этот уровень во многом жестко генетически запрограммирован, то есть не зависит от воли и желания ребенка. Но именно он во многом определяет, как будут развиваться высшие психические функции. К концу первого года жизни эти    структуры мозга достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для дальнейшего развития.

         

При обследовании учитывают насколько ребенок склонен к упрощению программы, легко ли переключается от одного действия к другому. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно берется за выполнение задания, не пытаясь понять, что от него требуется. Как часто  отвлекается, способен ли внятно сформулировать себе и другим свое действие, оттормозить эмоциональные реакции, проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно их исправить). Эти показатели свидетельствуют об уровне сформированности произвольной саморегуляции, то есть отражают степень социализации, в отличии от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

   

Задача нейропсихолога после проведения диагностики объяснить взрослому окружению,   что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Дать четкие объяснения, каким образом например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности.

 Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он  принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Суть проблемы начинает восприниматься.  Только правильная установка родителя  совместно с грамотными  специалистами приносит щедрые плоды.

Разработан системный подход к коррекции психического развития ребёнка, в котором применяются двигательные и когнитивные методы с учётом их взаимодополняющего влияния. В ретроспективе, включая внутриутробный период, определяется «время и место сбоя» в развитии, эти «кризисные точки» восстанавливаются, вследствие чего происходит наращивание психического потенциала, необходимого для жизнедеятельности во всех проявлениях.

Ребёнок проходит все этапы своего психомоторного развития заново, в определённой последовательности, исходя из общих закономерностей онтогенеза, что вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Предпочтение отдаётся именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Родителям важно обратить внимание на перечисленное ниже.

Ваш ребёнок:
- получил родовую травму;
- имел травмы головы;
- получил общий наркоз;
- мало ползал или не ползал совсем;
- часто болел, принимал антибиотики;
- имеет повышенный или пониженный тонус;
- родился с помощью кесарева сечения?
- имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.


Сейчас он:
- медлителен или излишне активен;
- плохо усваивает учебный материал;
- не сразу вас понимает, откликается не сразу;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- невнимателен, часто отвлекается;
- быстро устаёт; часто плачет
- имеет проблемы с памятью;
- пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;
- пишет, рисует левой рукой;

Хотите узнать, почему ребёнок такой, и чем ему можно помочь?

На ваши вопросы ответит специалист во время нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция – самый эффективный подход для решения этих проблем.

+7 925 589-4462          +7 903 757-4642

 


АНКЕТА (№1)

Для тех, кто уже  записан на нейропсихологическую диагностику в наш центр!

_____________________________________________________________

www.neuro-psycho.ru  Лебедева Е.С

При использовании материалов ссылка на источник обязательна

 

 

Психологический клуб

Встречи Психологического Клуба "Познай себя " Мы продолжаем обсуждение актуальных тем, которые были выявлены нашими специалистами по результатам проведенного тестирования.

Подробнее

Внимание!

Диагностика проходит по адресу Москва, Ленинский пр-т д.42 корп.1, 3-ий этаж, каб 13-33 (вход по предварительно заказанным пропускам).