Общественное Движение Психологической помощи населению

Для детей и подростков

Нейропсихологическая диагностика ребенка проводится в присутствии родителей и длится около 2-х часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка

Подробнее

Для взрослых

Нейропсихологическая помощь для взрослых актуальна и востребована не менее, чем детская. Предлагается в качестве занятий, которые можно посещать. Есть предварительная запись

Подробнее

На вопросы  участников форума  о нейропсихологической коррекции отвечает руководитель центра 

Лебедева Екатерина Сергеевна

 

ВОПРОС:Скажите, пожалуйста, мы обращались в несколько центров с проблемами ребенка, и нам везде говорят, что коррекция возможна только до 9 лет. А вы говорите о любом возрасте. Нет ли здесь подводных камней?

ОТВЕТ: На эту тему можно прочитать множество моих ответов на форуме. На сей раз приведу цитату из книги А.В. Семенович "Введение в нейропсихологию детского возраста", одного из авторов метода "Замещающий онтогенез" (стр.260). Метода, по которому работают в нашем центре и еще нескольких центрах Москвы. Более того, мы были в числе небольшого количества клинических психологов, кто внедрял в практику данный метод с момента его создания в течении 15 лет. Существуют и другие нейропсихологические методы. "И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: "Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу?" Ответ: "Дети ( и не только дети) могут быть всех возрастов, начиная с 4-х лет, с любым типом онтогенеза: от"супернормы" до крайней "патологии". Вместе с тем, многие разделы метода можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте. Исключения составляют дети с повышенной эпиактивностью; точнее, эта технология применима, более того - эффективна в работе с ними. Но она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупулезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом." "Желательно работать с первоисточниками, с создателями метода или их учениками, а не с многочисленными "апологетами" и "аранжировщиками" предлагаемой технологии". Последняя реплика связана с тем, что возмущенные родители (студенты, коллеги) постоянно сообщают о бесконечных новоиспеченных нейропсихологических центрах, работающих по... Ни у меня, ни у моих сотрудников люди из этих центров не обучались. Пару лет назад появилась дивная реклама очередного нейропсихологического центра, в которой обещают любого ребенка от всего вылечить за 15 занятий и сделать гением при помощи "метода замещающего онтогенеза", разработанного А.Р.Лурия и его учениками. Эта формулировка - свидетельство того, что в данном "нейропсихологическом" центре никто (!), включая рецензентов (!!) и научных руководителей (!!!) программ, не читал ни А.Р.Лурия, ни авторов метода "Замещающий онтогенез" А обещают они в этом заведении не только всех облагодетельствовать, но и научить желающих, то есть передать "свой богатый опыт", благо что нейропсихология сегодня востребована как никогда. Не секрет, что подобная профессиональная нечистоплотность - одна из весьма небезобидных примет нашего времени. Поэтому я так настоятельно и прошу по всем вопросам нейропсихологии адресоваться к авторитетным в этой области специалистам." От себя добавлю по поводу возраста. Вопрос о рубеже 9-лет применительно к данному методу часто возникает в связи с тем, что изначально этот метод опробировался на детях именно этой возрастной группы (дошкольники и младшие школьники). В нашем центре мы первыми ( и до сегодняшнего времени мало что изменилось) начали работать с детьми среднего и старшего школьного возраста и со взрослыми(!).

ВОПРОС: Что может случиться при неверном использовании метода Замещающего онтогенеза? Или просто не будет результата, но и вреда не будет? Ведь это просто физические упражнения и действия. Разве может быть от такого вред? И так ли сложно этим упражнения обучиться самостоятельно?

ОТВЕТ:Вот очень хороший вопрос!!! Самая большая ошибка заключена в факте рассмотрения коррекционной программы в качестве "полезных упражнений" и "разнообразных движений". Эдакая зарядка! Как все просто и легко!!! "Помахал руками-ногами и мозги встали на место". Извините за вульгарность последней фразы. Она не мое изобретение, это высказывание папы одного нашего ребеночка, занимавшегося в центре. После посещения занятия этот папа сделал вышеобозначенный вывод и забрал ребенка из группы, сказав, что он не так глуп, чтобы платить "такие "деньги за физкультуру. Последую примеру своей последней записи и процитирую дальше автора метода А.В. Семенович (Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" стр. 65-66). "Я всякий раз испытываю чувство "радостного" недоумения... и поражаюсь, почему специалисты не считают нужным прочесть базовую литературу и довольствуются краткосрочными курсами, проводимыми кем угодно и на которых обещают всему и всех выучить за месяц-полтора. Возможно, я слишком акцентирую внимание читателей на обилии недобросовестных "Хлестаковых от нейропсихологии", но количество "нейропсихологических" центров и консультаций сопоставимо сегодня, пожалуй, лишь с числом магов всех цветов радуги. Никому не приходит в голову ни с того ни с сего позиционировать себя как логопеда, врача, психотерапевта без многолетней подготовки под руководством опытных наставников, без постоянного супервизорства, без знания базовой теории, наконец. Лишь нейропсихология воспринимается как гламурно-модное, вполне общедоступное и необременительное времяпрепровождение, к тому же добавим, весьма прибыльное. Но ведь мода не может служить оправданием профессиональной некомпетентности?... Мотив (он же - пафос) данного лирического отступления - отнюдь не морально-этический. Нейропсихологические технологии ориентированы на деятельность мозга. Они могут нанести неисправимый вред ребенку, будучи неграмотно используемыми. Многократно ко мне обращались родители, чьи дети после такой "хлестаковщины" демонстрировали явный регресс, а то и вовсе квалифицировались соответствующими специалистами как группа риска по отношению, например, к повышенной возбудимости порогов мозговой активности, от которой как известно, один шаг к формированию феномена эпиготовности. Но это только половина сюжета. Другая его часть связана с тем, что работая с мозгом ребенка (извините за тавтологию), вы работаете с мозгом... не только ребенка, но и своим. Если для вас не очевидна общая структура и динамика мозговой организации психических процессов, вы достаточно легкомысленно и непредусмотрительно активизируете " в случайном порядке" не только его, но и свои мозговые системы. Поскольку МЗО (метод замещающего онтогенеза) предусматривает достаточно интенсивные нагрузки, результат ( который может быть отсрочен во времени) не заставит себя ждать: вы без должного контроля со стороны собственных программ произвольной саморегуляции высвободите и начнете реализовывать такие паттерны поведения, которые в науке носят название "архаичных", то есть фило- и онтогенетически наиболее древних и малоуправляемых. Ведь не случайно в психотерапии предусмотрено периодическое прохождение специалистом не просто супервизии, но и психотерапевтической поддержки со стороны опытных мастеров. Продукция и функционал нашего мозга и мозга "пациента" становятся в момент взаимодействия изоморфными, отзеркаливая друг друга. Стереть/скорригировать это отражение можно только одним путем - постоянно рефлексируя (посредством анализа литературы и контактов с опытными коллегами) собственные поведенческие алгоритмы и новобразования, которые являются продукцией вашего мозга. Именно поэтому хотелось бы еще раз просить читателей настоящего издания не применять описываемые здесь коррекционно-абилитационные технологии без специальной подготовки, включающей усвоение и понимание интимных механизмов процессов развития."

ВОПРОС:  Можно делать взрослому занятия вместе с ребенком?

ОТВЕТ: если втянуться и самим не воспринимать занятие как трату времени, а относиться как к приятному времяпровождению, где мы, взрослые, можем лишний раз пообщаться с ребенком, тогда все будет легко и просто! А самое главное - будет больше пользы! Более того. У нас проводятся занятия для взрослых. Не для взрослых детей ( подростков), а для взрослых людей. Это предлагается в Москве только в нашем центре.

ВОПРОС: Очень много развивающих брошюр для занятий с детьми. Нужно ли заниматься самостоятельно до коррекции или ничего делать не надо? Такие задания на когнитивной части будут? В центре материалы раздают в достаточном количестве???

ОТВЕТ:Любые занятия с ребенком приносят пользу. Однако, если вы идете к нам на психомоторную коррекцию по методу Замещающего онтогенеза, то не имеет смысла подбирать специальную литературу и заниматься самостоятельно.  Программа предусматривает несколько этапов, в том числе и когнитивный и имеет специально разработанную последовательность в предъявлении заданий для детей. По окончании курса при необходимости вы получите индивидуальные рекомендации. Раздаточных материалов более, чем достаточно. Они выдаются бесплатно, так как входят в перечень предоставляемых нами услуг.

ВОПРОС: Мы начали заниматься. И вдруг оказалось, что далеко не все действия (такие простые на вид), ребенку удается выполнить. Дома стараюсь следовать инструкции руководителя, то есть буквально производить движения за ребенка его руками и ногами. Долго ли нарабатывается правильно выполненное упражнение. Мне хоть, к чему готовиться морально???

ОТВЕТ: Действительно в тех случаях, когда ребенок не может выполнить  самостоятельно и правильно нужное движение, взрослому следует производить это движение рукой, ногой  ребенка, нарабатывая "память тела", показывая правильное действие тактильно ( а не через зрительный канал или вербальный). Со временем данное действие ребенок сможет выполнять сам без посторонней помощи. На это потребуется от недели до 2-3 недель. Психомоторная коррекция - труд для родителей не очень легкий, но при упорстве и вдумчивости он принесет хороший результат.

ВОПРОС: Нужно ли нам что-то знать о нейропсихологическом развитии, делать коррекцию, если вдруг будут какие-то проблемы? Или этот метод только для сложных и "запущенных" .

ОТВЕТ: Такие знания полезны. Безусловно показать каждого ребенка нейропсихологу хотя бы один раз необходимо. После такого визита станет ясно, нужна ли помощь специалиста. Нейропсихологическая коррекция предусмотрена как для детей с различными заболеваниями, так и для здоровых детей. Ответ на Ваш вопрос об ощущениях ребенка в положении на спине требует очной консультации. Это может быть связано с формированием пространственных представлений в онтогенезе.

ВОПРОС: Программа нейропсихологической коррекции предусматривает выполнение дыхательных упражнений. Нет ли каких-либо противопоказаний или ограничений для больных астмой?

ОТВЕТ: в принципе нейропсихологическая коррекция не имеет серьезных противопоказаний и предназначена детям ( и взрослым) независимо от возраста и состояния здоровья. Но на диагностике обязательно оговариваются индивидуальные особенности и проблемы, в том числе диагнозы, если они имеются. Затем, на основании собранного анамнеза и исходного состояния клиента, в случае необходимости подбирается индивидуальный коррекционный курс или предлагаются групповые занятия. В нашем центре имеется опыт работы с детьми с астмой и астматическим компонентом.

ВОПРОС: Я поняла. что на нейропсихологическую диагностику ребенка из другого города или страны нужно привезти в центр и показать специалистам. А вот как дальше коррекцию в таком случае делают не знаю.

ОТВЕТ: да, в практике центра есть такие случаи и они не редки. В центре работают даже с детьми из других стран. Существуют разные виды работы, в том числе и заочная форма. Но на диагностику и промежуточные диагностические встречи ребенка нужно привозить лично, для того чтобы отследить динамику и наметить следующие шаги в коррекционной программе.

ВОПРОС: Можно ли с помощью нейропсихологической диагностики определить диагоз СДВГ? Сейчас и врачи и психологи часто его ставят. Что вообще это такое- СДВГ с нарушением внимания?

ОТВЕТ: Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) имеет право ставить только психиатр. Если этот диагноз действительно есть у Вашего ребенка ( то есть его поставил не воспитатель детского сада, не психолог в школе и не терапевт... и т.д.), то нейропсихологическая диагностика со своей стороны поможет определить степень "Участия" нейропсихологических факторов в данной проблеме. При истинном СДВГ нейропсихологическая коррекция показана и дает очень хорошие результаты, но огромную роль в данном процессе играет взрослый (мама, бабушка, папа ?), который взял на себя столь тяжкий труд - заниматься с таким ребеночком. Это требует неимоверной твердости в решении довести дело до конца, очень большого терпения и просто-напросто больших физических усилий. Тогда мы (вместе и родители и специалисты) на выходе имеем хорошие результаты. Если к счастью, этот диагноз поставлен ошибочно или тот, кто его "поставил" имел ввиду просто повышенную утомляемость или например повышенную возбудимость, активность ребенка, короче - если у вас нет истинного СДВГ - то тут нейропсихолог Вам просто необходим, как в плане диагностики, так и в плане коррекции имеющихся трудностей. Ответила ли я достаточно ясно и понятно? Если нет, уточните, еще раз вопрос.

ВОПРОС:Упражнения по нейрокоррекции, которые вы нам даете на распечатках раздаются в другом центре. У нас соседи показали и я удивилась. Получается, что они стандартные? тем не менее в разных центрах за одни и теже упражнения"берут" разные деньги.

ОТВЕТ: Спасибо за Ваш вопрос, надо сказать, что он весьма актуален и поэтому я хотела бы дать на него развернутый ответ.

  1. Есть большой набор упражнений (с различными вариациями), который является базовым и нужным для всех детей, начинающих заниматься психомоторной коррекцией.
  2. Важно, как их подбирать и комплектовать относительно конкретного ребенка или группы.
  3. И еще более важно понимать и знать, на какие особенности в данных действиях следует обращать пристальное внимание и добиваться их правильного выполнения. Именно на этих нюансах мы "нарабатываем" в головном мозге нужные (согласно диагностическим заключениям) данному ребенку связи.
  4. Имеет значение также возраст ребенка (или взрослого), противопоказания и прочее.
  5. Только специалист видит, насколько конкретное упражнение проработано с тем, чтобы заменить его на следующее.
  6. Незнание этих "тонкостей" приводит к тому, что порой приходится слышать, что коррекция не принесла значимых результатов. Поэтому так широко растиражируемым методом замещающего онтогенеза следует заниматься в специализированных центрах, где работают опытные нейропсихологи.
  7. То, что распечатки моего центра "гуляют" по Москве меня не удивляет. Возможно, родители за столько лет существования центра отсканировали их и "пустили в народ". Эти упражнения были составлены, подобраны, опробированы и напечатаны изначально мной (Екатериной Лебедевой) и моей коллегой Валентиной Колгановой (тоже руководителем нейропсихологического центра) в период нашей совместной работы в районном центре "Оптиум-классик" в Чертаново в 1999-2002 гг. Они частично включали в себя также подборку упражнений группы А.В.Семенович и Б.А.Архипова. Затем на протяжении апробации, внедрения и использования методики эти упражнения модифицировались и дополнялись. Эта работа продолжается и по сегодняшний день.
  8. Если кто-то их выдает за свои, "потеряв" по дороге самих авторов, так это вполне соответствует общей картине в нашей стране. Такое происходит на каждом шагу. Важно, чтобы их хотя бы правильно применяли.
  9. Вопрос по по поводу оплаты. "Деньги берут" не за упражнения, а за коррекционный курс, который сначала должен быть тщательно продуман и составлен по результатам диагностики применительно к проблемам ребенка (взрослого) и затем в течении длительного времени эти трудности прорабатываются с учетом того, что каждое занятие являет собой промежуточную мини-диагностику. Она выстраивает следующие шаги коррекционного курса. Это профессиональная работа, требующая определенной квалификации.
  10. Сейчас нейрокоррекцию предлагают повсеместно. К сожалению, далеко не везде она проводится на должном уровне. Обращаю Ваше внимание, что методу нужно специально обучаться. По окончании обучения выдается сертификат, дающий право применять данный метод. Поэтому я Вам рекомендую поинтересоваться наличием такого сертификата у  нейропсихолога, практикующего занятия с Вашим ребенком.   

www.neuro-psychol.ru Лебедева Екатерина Сергеевна

При использовании материалов и цитировании ссылка на источник обязательна

 

Психологический клуб

Встречи Психологического Клуба "Познай себя " Мы продолжаем обсуждение актуальных тем, которые были выявлены нашими специалистами по результатам проведенного тестирования.

Подробнее

Внимание!

Диагностика проходит по адресу Москва, Ленинский пр-т д.42 корп.1, 3-ий этаж, каб 13-33 (вход по предварительно заказанным пропускам).