
Что такое фонематический слух и почему он так важен?
Грудной ребенок с рождения способен воспринимать разнообразные речевые звуки и довольно рано начинает дифференцировать звуки родного и чужого языка. Между 6 месяцами и годом происходит «формирование языкового фильтра», когда ребенок начинает усваивать звуковые эталоны родного языка и перестает воспринимать тонкие звуковые различия других языков. Чувствительность к различиям между звуками родного языка наоборот возрастает. Чем лучше младенец различает звуки родного языка, тем успешнее будут развиваться его речевые навыки.
Для того, чтобы звуки превратились в осмысленную информацию, мозг наделяет их определенным значением и происходит это в процессе развития ребенка. Ухо человека это – уникальный прибор, который улавливает и передает в мозг спектр звуковых частот от 16 до 20000 Гц. Звуки, воспроизводимые человеческим голосом, располагаются в диапазоне от 300 до 4000 Гц. Условием наделения звуков значением является речевая среда.
Понять, почему же для развития речи важно, чтобы «речевой фильтр» был сформирован можно на следующем примере. В каждом языке есть свои характеристики звуков речи, которые несут в себе определенный смысл. Для русского языка - это «глухость-звонкость», «мягкость-твердость» в согласном звуке и различия между гласными «а», «о», «у». Слова «РОД» и «РОТ» или «ТОМ» и «ДОМ» имеют совершенно разное значение. В воспринимаемой речи на слух они отличаются лишь глухостью-звонкостью одного из согласных звуков. У носителя английского языка будет другая разница, например, длительность гласной в слове ( протянутый гласный звук в английских словах «ship» в «sheep»).
Если человек неспособен к восприятию этих фонематических характеристик речи, вся слышимая речь теряет для него свою осмысленность. Он может только догадываться и достраивать по общему контексту, то, о чем идет речь.
У дошколят и у школьников мы очень часто сталкиваемся с недостаточным развитием фонематического слуха. Это видно с самых первых минут нейропсихологической диагностики, потому что данная несформированность сразу проявляет себя в речи и в диалоге со специалистом. Как только мы просим такого ребенка написать ту или иную фразу или пересказать прочитанный ему короткий текст, мы опять тут же сталкиваемся с обилием ошибок.
Родителей больше всего волнуют ошибки в учебных тетрадях и в целом низкая успеваемость, обилие так называемых «дурацких» ошибок. И действительно часто это бывают очень смышленые детки. Но на диагностике при воспроизведении услышанных слов «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог», ребенок воспроизводит: «в дом влез кот, ночь пекла пирог»
Такая недостаточность фонематического слуха, закономерно приводит к тому, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения учебного материала на уроках, он плохо понимает задания и инструкции. Учителя и родители ошибочно считают, что ребенок невнимателен, а на самом деле страдает не функция внимания, а слуховое восприятие.
По нормативам к 7 годам фонематический слух должен быть сформирован, после 7 лет процесс формирования фонематического слуха происходит намного тяжелее.
Решить эту проблему при помощи только логопеда не получится. Ни одно расстройство восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них стоит недостаточность тех или иных мозговых функций, которые еще при этом могут быть первичны или вторичны. Такому ребенку нужен невролог, нейропсихолог, логопед, дефектолог и педагог.
Если ребенок имеет проблемы с фонематическим слухом, значит у него закономерно будут индивидуальные особенности при формировании ВПФ, поскольку одна функция надстраивается над другой. И если было искажение в формировании предыдущей, то оно проявится и в следующей, так как предыдущая представляет собой базу для построения следующей.
Покажите ребенка нейропсихологу для того, чтобы вовремя выявить индивидуальные особенности развития и как можно раньше заняться их коррекцией. Это обеспечит ребенку хорошее самочувствие, вследствие понижения истощаемости нервных и психических процессов, даст возможность лучше усваивать школьный материал, повысить успеваемость и следовательно самооценку.
Кстати, несформированность фонематического слуха не редко диагностируется и у взрослых. Если сюда добавить снижение уровня образования в последние десятилетия, то становится понятна та катастрофа, которую мы видим в переписке в СМС и постах в соцсетях – повальное «издевательство» над русским языком.
А ведь письменность, письменная речь или просто, как мы привыкли говорить – «письмо», в качестве регистрации информации продолжает занимать знАчимое место, несмотря на появление современных технологий. Декодирование звуков речи в текст на данный момент времени человеческий мозг осуществляет лучше, чем компьютер.