Между первым и последним школьным звонком, когда улыбки цветут, букеты шуршат целлофаном, а воздушные шарики улетают в небо, - трудная детская жизнь. Сентябрь не ус¬пел истаять, а уже заявили о себе проблемы успеваемости, поведения, взаимоотношений с учителями, сверстниками. Незамедлительно пущены вход родительские упреки, угрозы, наказания... Альтернатива этой малоэффективной «педагогике» - коррекционная методика, успешно применяемая нейропсихологами. ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ МОЕЙ СТАЛО... На страницах «ЮГ» мы уже рассказывали об эффективной коррекционной программе, которую не первый год ведут нейропсихологии «Нейропсихологического центра адаптации и саморегуляции». После таких публикаций ребятишек к ним везут не только со всего ЮАО, но и из других столичных округов - и жалеют, что раньше о такой возможности не знали.
Методика психомоторной коррекции помогает как детям с очевидными трудностями в учебе, поведении, общении, так и близким к «норме», но имеющим проблемы, которые мешают быть успешными. Это и побудило вновь обратиться к теме. Для большинства родителей детская лень, невнимательность, непослушание, гиперактивность или медлительность - повод для укоров и внушений. Ну не сам ли ребенок, зачастую думаем мы, виноват в том, что списывает с доски с ошибками, читает монотонно, пишет буквы и цифры «зеркально», отвлекается на уроке, не стремится к успеху?.. И не скупимся на праведное родительское негодование, по сути, оставляя чадо один на один с его бедами, ибо нужна-то не «проработка», а серьезная помощь. Ситуация меняется, когда за дело берутся нейропсихологи.
Начинают с тщательного обследования (оно занимает до полутора часов, проходит в игровой форме, в присутствии родителей). Особые методы тестирования позволяют установить главную причину проблем - несформированность некоторых зон головного мозга. Именно это снижает память, внимание, восприятие, блокирует мышление и движение. И если такое неблагополучие выявлено, остается лишь включить ребенка в коррекционную программу, активизирующую развитие высших психических функций организма. - Занятия рассчитаны на 7 – 8 месяцев - рассказывают специалисты, - и включают упражнения, снимающие напряжение в мышцах, дыхательную и глазодвигательную гимнастику, тесты, коммуникативные игры. Поначалу родители при сем присутствуют, осваивая упражнения, которые предстоит ежедневно выполнять с ребенком дома. А по завершении коррекционной работы мы про¬водим повторное обследование и только удивляемся положительной динамике - иначе просто не бывает! В ожидании такой, динамики родители порой нетерпеливы. Шестилетнего Сашу мама привела с жалобами на его неусидчивость, невнимательность, неуправляемость, плаксивость. И, долго не видя результата, хотела, было, занятия прекратить. А сынок, вдруг взял да и сделал скачок - начал хорошо выполнять все задания, полюбил рисовать (во¬обще не мог!), стал спокойнее...
Родителям дошкольников, кстати, прямой резон показать ребят нейропсихологам. Особенно если к пяти-шести годам ребенок нечетко произносит слова, не может описать картинку, скопировать рисунок, завязать шнурки; если не различает правую и левую сторону, из¬лишне, активен (медлите¬лен), тревожен, агрессивен, эмоционально неустойчив. Согласитесь, лучше снять остроту этих проблем до школы, когда к ним прибавятся еще и серьезные нагрузки, новые требования, напряженный ритм жизни. Не меньше оснований обследовать и тех ребятишек дошколят, младших школьников, развитию которых сопутствовали некоторые отягчающие обстоятельства: родовая травма; кесарево сечение; отиты, ларингиты до года; гипер(гипо)тонус, хождение на цыпочках; травмы головы, частые бытовые травмы; а также, если младенец не ползал вовсе или мало и толь¬ко назад. У таких детей даже в отсутствие видимых нарушений обычно обнаруживаются индивидуальные особенности, тормозящие правильное развитие. Методика психомоторной коррекции творит чудеса, и чем раньше ребенок получит по¬мощь, тем больше у него шансов стать здоровым и успешным.
РОЖДЕННЫЙ, ПОЛЗАЙ! По большому счету, основная причина всех детских проблем - взрослые. К примеру, мама малыша совершенно неоправданно гордится тем, что младенец сразу пошел, не ползая. Пропуск этого важного этапа развития в будущем чреват проблемами поведения, обучения, общения, так что не радоваться надо, а это самое ползание стимулировать! Гиперопекающие мама или бабушка формируют ведомую, пассивную личность, в будущем не склонную действовать и отвечать за свои поступки самостоятельно. Тяжелый и, увы, нередкий случай - амбициозный и, что называется, «упертый» папа. Такой будет препятствовать решению даже очевидных проблем ребенка («Все нормально, никакой психолог нам не нужен!»), подсознательно запуская защитный механизм: «Если отпрыск неуспешен, значит, и я?.. Исключено!» Что ж, наши нейропсихологи готовы и с взрослыми поработать - проконсультировать, провести семинар на интересующую родителей тему, способствовать раз¬рядке сложной семейной ситуации.
Нерешаемых проблем нет, убеждены они, главное - не уходить в себя, а искать выход и действовать. А еще нейропсихологи эффективно помогают под¬росшим носителям диагноза «задержка - психического развития» (ЗПР). Его ставят в детстве, определяют ребенка в коррекционный класс, худо-бедно выпуска¬ют в большой мир, где на пути к дальнейшему обуче¬нию, развитию перед юным человеком немедленно опускается шлагбаум: все, конечная остановка. - Ничего подобного! - возражают специалисты, чья коррекционная методика позволяет развивать у таких людей интеллект, речь, двигательные функции, делает их более самостоятельными и адекватными, адаптирует к нашей суровой реальности. Словом, страждущим они готовы помочь, а с коллегами-психологами поделиться обширными познаниями.
Елена Агашина
«ЮЖНЫЕ ГОРИЗОНТЫ» 2005 г.
______________________________________________________________
www.neuro-psychol.ru екатерина Лебедева При использовании материалов и цитировании ссылка на источник обязательна